Суббота, 20.04.2024, 05:00
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
4
Наш опрос
Ваш возраст
Всего ответов: 92
Статистика
Главная » Файлы » РМО учителей предметников Пировского района » РМО Социальных педагогов и психологов

Классный час «Толерантность – путь к миру!»
01.04.2013, 10:02

Классный час «Толерантность – путь к миру!»

Цели:

1.     Познакомить учащихся с понятием "толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

2.     Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

3.     Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: "круглый стол” с проблемными вопросами.

Ход занятия.

1 Начать наш кл.час хочу с китайской притчи «ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;                    прощение;                    терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.

Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?

Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

 

2. Знакомство с новым понятием.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

Определение толерантности

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, , быть снисходительными уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

1.     Какое из определений вам импонирует более всего?

2.     Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3.     А что же объединяет эти определения? (жить в мире и согласии во всем мире)

4.     Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности

3. понятие толерантность - общее

День терпимости посвящен соблюдению принятой 16 ноября в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей:

Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным.

Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества «Толерантность – путь к миру!».

4.«толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему? Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

определение качеств толерантной личности;

 

Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки желтого цвета – лучики нашего солнышка, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость              Бессердечность          Конфликт                Сострадание
  • Прощение               Вспыльчивость              Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие             Злорадство                  Ложь                     Сотрудничество
  • Уважение прав других        Раздражение       Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть              великодушие                 миролюбие      согласие      доброжелательность:    злорадство,     эгоизм,    конфликт, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

5. итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…

все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

6. Какими же чертами должен обладать толерантный человек мы увидели, а какие черты личности мешают быть таковым? Посмотрим таблицу.

7. ???

Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

- Что вы чувствовали в тот момент?

- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно.

Драка – не лучший способ решения проблем.

 

- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова.

8. рассказать вам мудрую сказку – притчу.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:
— Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо.
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше:

— Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения.
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам:

— Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Друзья — это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям как они тебе дороги.

Толерантность – в каждый дом!!!

9. - Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

10.  вопросы.

-Как вы относитесь к людям другой национальности? Они могут стать вашими друзьями?

-Как вы думаете, важно только  уважительное отношение к людям другой национальности, цвета кожи, или важно ещё проявлять уважение к тому, кто просто отличается от вас манерами поведения, одеждой, длинной волос и т.д?

-Как вы думаете, может ли человек стать толерантным?

-С какого возраста нужно воспитывать в себе качество толерантности?

11. тест

Попробуем проверить себя, являемся ли мы толерантными?

Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец

12. Составим правила толерантного общения: (слайд 18)

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?                        
 Памятка, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.

          Подумай, из-за чего возник спор.

13. - Какое наставление вам помогает жить в мире? Обратимся к мудрецам

Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

- Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?

Дети: знание и соблюдение заповедей.

Помни . . .

         Если ты проявляешь терпимость, уважение к людям, ты сильный человек;

         Если ты смеёшься над слабостью другого человека, ты сам слабый «человечишко»;

         Прежде чем сказать грубость по отношению к человеку другой нации, помни, что ты можешь оказаться сам в подобном положении . . .

ПОМНИ ОБ ЭТОМ.

14. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».                  (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность.        (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

15. А сейчас давайте подведем итог, что же включает в себя понятие «толерантность» На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны  по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир  

16. Мои пожелания:

o    Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

o    Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

o    Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

o    Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

o    Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.  - И всё это вам поможет жить в мире.

17. Вывод. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

18.  Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Скачать презентацию толерантность
Категория: РМО Социальных педагогов и психологов | Добавил: a_lari
Просмотров: 3647 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]