Четверг, 28.03.2024, 20:06
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
4
Наш опрос
У какого оператора сотовой связи вы обслуживаетесь?
Всего ответов: 43
Статистика
Главная » Файлы » РМО учителей предметников Пировского района » РМО Литературы и Русского языка

"Все начинается с любви..."
[ Скачать с сервера (1.34 Mb) ] 22.03.2014, 14:58
«Все начинается с любви…»
(Наследие К.Д.Ушинского и воспитание нравственности сегодня).

Автор: Шахова Татьяна Давыдовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа».

“Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт. Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность, строить педагогический процесс так, чтобы он стимулировал стремление человека жить по-человечески.
Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. "... Воспитание, – учил он, – должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека". Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся "... живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра,...его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории..." («О пользе педагогической литературы»). Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности.
Проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро перед нами, филологами, Ведь мы имеем сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Я всегда думаю, как было бы полезно нашим родителям вместе с детьми читать художественную литературу. В школьной программе сегодня, по моему мнению, есть произведения, в которых родители могут найти ответы на многие вопросы, касающиеся воспитания детей. Допустим, произведение В.Г.Короленко «В дурном обществе». Изучается оно в 5 классе. Дети пока еще маленькие, но уже они способны понять, почему Вася, главный герой повести, одинок в своей семье? Что приводит мальчика к бродяжничеству? И почему основой родившейся дружбы между детьми становится взаимное желание поделиться мыслями, душевными переживаниями, найти отклик в сердце такого же одинокого приятеля, почувствовать, что кто-то нуждается в тебе. Как важно для ребенка быть понятым, нужным. Герои повести отец и сын сумели преодолеть непонимание, но как же часто сегодня в нашей современной жизни этого понимания в семьях не происходит.
Уверена, что некоторым родителям сегодня неплохо бы задуматься и над тем, что социальный опыт, который приобретает ребенок, формируется именно в семье. Вспомним сказку-быль Пришвина, которая изучается в 6 классе. Настя, эта золотая курочка, «…как и покойная мать вставала далеко до солнца…выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать…хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша, «мужичок в мешочке», «…выучился у отца делать деревянную посуду…добрые люди просят… Сделает, и потом ему тоже отплатят добром». Опыт, который передали родители своим детям, позволил им справляться самим с трудностями. На вопрос: «Почему Митраша попадает в беду, когда ребята идут за клюквой?» - ученики отвечают, что главная причина в том, что он пренебрег опытом людей, пошел не по той тропинке, по которой все ходили. Как важен, оказывается, опыт, то, что людьми проверено …
Об этом же я веду разговор и во внеурочной деятельности, например, на родительском собрании «Родительский дом – начало начал».
Один из моментов: прошу родителей назвать тот опыт, который передали им их родители. А в конце собрания мы к этому возвращаемся, и отвечаем уже на другой вопрос: «А что мы можем передать своим детям?» Кто - отвечает сразу, а кого-то этот вопрос заставляет задуматься. А чтобы родители смогли проанализировать ситуацию в своей семье, понять, на что же им следует обратить внимание, прошу их создать проект своего дома, где будет два решения: «в нашем доме есть…» и «в нашем доме нет…». Должно прийти понимание слов древнего философа Саади: « Покинут счастьем будет тот, кого ребенком плохо воспитали, побег зеленый выпрямить легко, сухую ветвь один огонь исправит». Прошу родителей задуматься над этими словами, над тем, на ком лежит ответственность за воспитание детей? Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности.
«В развитии человека решающую роль Ушинский отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее… "
Но задача учителя не менее важна, наша задача – помочь семье в этом. Сегодня, когда мир становится все более жестоким и прагматичным, мы должны уберечь душу ребенка, помочь ему увидеть за равнодушием и жестокостью, жадностью и подлостью такие качества людей, как милосердие и сострадание, честность и доброту.
Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом “Юшка”: “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Еще одно замечательное произведение А.Платонова «Неизвестный цветок». В ходе работы над текстом сказки-были делаем открытия, что оказывается, каждый, если очень постарается, может открыть свою тайну в мире, которому и нужны твое внимание, твое сострадание, твоя защита. Сообщаю ребятам, что тайна нашего урока сокрыта в сказке А. Платонова. Цветок страдал, скучал, трудился, но что же было главное для него? Но самое главное для него было – жить. Вот какое важное открытие мы сделали. Важнее всего – жизнь. Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, сострадания, минуты вдохновения. Так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несет свет своей души людям. Это еще одно наше открытие. Да, очень важно нести добро людям. Прошу ребят: « Побудем и мы в роли цветка, подарим друг другу минуты радости». Такая маленькая сказка-быль, а сколько воспитательных моментов, сколько доброты.
Доброта. Именно это человеческое качество является основным и у героев Валентина Григорьевича Распутина в рассказе «Уроки французского». Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница. Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком. Добро – самая великая тайна на земле. Следует помнить об этом.
Об этой же тайне поведали и герои рассказа нашего земляка В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Молодые учитель и учительница. Мы все помнить огромное уважение к учителю. Ответить на вопрос: «Почему отношение к учителю сегодня изменилось?» - ребятам несложно: если раньше, а это 30-е годы, учитель на селе был «центром Вселенной», то сегодня у нас есть телевидение, интернет и масса других источников информации. Но как ответить самому учителю на этот вопрос? Читая работы, Ушинского еще серьезнее задумываешься: «От учителя…особенно живущего в деревне или в небольшом городке, справедливо требовать, чтобы жизнь его не только не подавала повода соблазну, не только не разрушала уважения к нему в родителях и детях, но, напротив, служила примером как для тех, так и для других и не противоречила его школьным наставлениям. Только при этом условии он может иметь нравственное влияние на детей, и его школьная деятельность будет истинно воспитательной деятельностью».
Хочется еще раз вернуться к сказке-были «Кладовая солнца». Изучая с ребятами это произведение, я всегда провожу урок – исследование на тему: «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Что же за правду пересказал Антипыч своей собаке Травке? Ребята находят слова Пришвина: «Очень может быть, тот Антипыч, как Травка его понимает, или, по-нашему весь человек в древнем прошлом его, перешепнул своему другу собаке какую-то большую человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь».
Любовь – это то великое чувство, которое объединяет нас, делает лучше. Это та правда, в которую верили герои Пушкина и Толстого, Куприна и Бунина, эта та правда, за которую герои Отечественной войны шли на смерть, защищая свое Отечество, это та правда, ради которой продолжается жизнь на земле. Все начинается с любви…
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Но если после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной. А уж как эту задачу выполнить – учитель может решить только сам, сердце должно подсказать…
Думаю, что молодым учителям, которые хотят работать в школе, необходимо задуматься над словами К.Д.Ушинского: «… знания одного еще крайне недостаточно, а необходимо и умение». (Проект учительской семинарии).
«Я вижу в педагогике не науку, а искусство; но убежден, что в теории этого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и учения». (Родное слово)
Категория: РМО Литературы и Русского языка | Добавил: shaxova1965
Просмотров: 471 | Загрузок: 25 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]