Пятница, 19.04.2024, 22:32
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
4
Наш опрос
Используете ли вы видеоуроки (аудиоуроки) в своей жизни?
Всего ответов: 28
Статистика
Главная » Файлы » РМО учителей предметников Пировского района » РМО Литературы и Русского языка

«Дети и война»
12.12.2012, 09:25

«Дети и война» - нет ужасного сближения противоположных вещей на свете», - так писал Александр Твардовский, видевший немыслимое сближение собственными глазами. Война не знает возраста. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие, маленькие герои противостояли войне. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. Им, детям 40-х пороховых, предстояло не просто жить, им предстояло выживать в войну.

«Дети войны» - это наши бабушки и дедушки, им сейчас от 65 лет до82 лет. Это у них украли детство, это они были обречены на голодное существование, это им пришлось встать со взрослыми на полях, это они отправляли посылки на фронт. Война перечеркнула всё приятное и радостное. Из бесед со всеми маленькими тружениками тыла можно отметить, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.  В своей школе мы составили проект «Дети войны». В течение месяца собирали информацию об этих людях:

- составили списки (46 человек);

- провели анкетирование;

- оформили стенд, приготовили презентацию;

- приняли участие в конкурсах рисунков и сочинений;

- сделали подарки всем маленьким труженикам тыла своими руками и другое.

По воспоминаниям «детей войны» можно сделать вывод о том, что самым страшным испытанием стал  голод. Есть приходилось суп из крапивы, черемшу, лебеду, картофельные ростки. А  самым голодным был 1942 год. А ведь им во время войны было от одного года до двенадцати лет.

Были очень тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

26 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ, в котором постановлялось, что «лица, не достигнувшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам, продолжительностью не более двух часов». На деле же подростки работали по 12 часов в день и больше, и даже шести-семилеткам находилась работа. Сельские дети все лето поливали и пололи колхозные овощи. Ребятишки постарше помогали матерям на колхозной ферме, на пахоте и в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах наравне со взрослыми, перевозили грузы на лошадях.

Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники Краснояского края оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей.

В военные годы в Пировском районе не хватало рабочей силы, не хватало техники, лошадей. В 1945 г. из трудоспособных Пировского района осталось 774 мужчины, 2270 женщин, подростков в возрасте от 12 до 16 лет 874 человека. Нетрудоспособных, престарелых и больных – 519. Они выработали в этом году 1122426 трудодней. Под урожай 1945 г. пировчане засеяли 3844,08 гектара ржи, 4911,43 гектара овса, 2959,97 – пшеницы, 278,1 – ячменя, 18,59 – гороха. А собрали в этом году с каждого гектара: 5,5 центнера ржи, 4,3 – пшеницы, 6,6 – ячменя, 6,6 – овса, 7,3 – гороха. Это было бы невозможно сделать, если бы наряду со взрослыми не стояли дети. Именно они, маленькие и хрупкие, совершали трудовые подвиги.

 

В чрезвычайно сложном положении оказалась и школа в годы Вов (1941-1945г). Масса детей была лишена возможности учиться. В 1941-42 году в РСФСР школу не посещали 25% учащихся. В ходе войны фашисты уничтожили около 20 тысяч школ. Тем не менее,  в военные годы были приняты правительственные решения, касавшиеся школьного образования: об обучении с 7-летнего возраста (1943г), об утверждении общеобразовательных школ рабочей молодёжи (1943г), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944г), о введении пятибалльной системы оценок (1944г), о награждении золотыми и серебряными медалями (1944г) и другие. Корректировались учебные программы. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонительные темы и военно-физическая подготовка.

 Был голод, но  работы на колхозных полях  в Пировском районе никто не отменял, как и  занятий в школе. К середине 1945 г. в Пировском районе действующими являлись 45 школ, из них 40 начальных, 4 семилетних и 1 средняя.

По воспоминаниям комаровцев можно представить как велось обучение в школе. Тетрадей не было – писали на старых газетах между строчек или из обёрточной бумаги делали тетради. Иногда резали газеты, сшивали их, и получалась тетрадь, только писать в ней было плохо – «чернила», сделанные самостоятельно из сажи, расплывались. Чернила делали так: сажу разводили  молоком или водой. От таких «чернил» пачкались руки. Красные чернила получали из красной свеклы. К концу войны стали поступать тетрадки, их приходилось разлиновывать, что было больше строчек.

Одежда была сшита из холщовых мешков, изготавливали одежду и из конопли. На ногах носили самодельную обувь, а весной, летом и осенью ходили босиком.

В школе зимой было очень холодно, в помещении даже не снимали варежки.

Бедой детей были цыпки на руках. Цыпки, вши и малярия - основные напасти того времени. Малярия - это прежде всего сильный озноб, даже все одеяла в доме не помогали спастись от него.

Шла война, отцы на фронте, и дети понимали, что своей хорошей учебой могут принести минуты радости уставшей матери, которая от зари до зари трудилась на колхозном поле или ферме. И они старались учиться хорошо. Не хватало учебников и тетрадей – собирались у кого-то дома и делали уроки вместе.Часто учебник был один на всю улицу, а на уроках чтения учитель читал рассказ или кто-то из учеников, а другие пересказывали. В Комаровской школе преподавание велось на русском и татарском языке. Учителями были фронтовики: учитель русского и татарского языков – Хаснулин Ш.Ш., военный руководитель  - Мальцев И.Ф.

Почти все «дети войны» говорят о том, что игр и развлечений не было. Не было ни сил, ни времени.

Дети   войны  - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться! Мы от души радуемся Великому празднику Победы. Поздравляем всех тех, кто прошел через эту страшную войну, кто помнит эти суровые годы. Здоровья вам и долгих лет жизни!


Материал подготовила С.Х. Толорая

Категория: РМО Литературы и Русского языка | Добавил: a_lari
Просмотров: 716 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]