Вторник, 21.05.2019, 02:09
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
4
Наш опрос
У какого оператора сотовой связи вы обслуживаетесь?
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Детский телефон до
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
2
Поиск
1
Главная » Файлы » РМО учителей предметников Пировского района » РМО Литературы и Русского языка

В категории материалов: 43
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 5 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам


Педагогические чтения, посвященные юбилею Д.К.Ушинского(доклад и презентация)
Прикрепления:
РМО Литературы и Русского языка | Просмотров: 226 | Загрузок: 19 | Добавил: shaxova1965 | Дата: 22.03.2014 | Комментарии (1)




Выступление на педагогических чтениях, посвященных юбилею К.Д. Ушинского, учителя МБОУ «Пировская СОШ» Цыреновой И.В.

Тема доклада:

Воспитание познавательных интересов у детей в учебных книгах К.Д.Ушинского.

              В чём сущность  познавательного процесса обучения? Что лежит в его основе ? О чём предупреждал нас в своих трудах великий педагог? Попробуем разобраться.

Одной из самых значительных областей общего феномена "интерес" является познавательный интерес.

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием.

           Сущность  познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути .
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Указал на особое место в образовании , которое занимает начальное обучение, требующее побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность, связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения.

К.Д.Ушинский указывал, что Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов.26 В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский подход;

- готовность к решению поставленных задач.

       7класс. Урок русского языка. Тема : «Буква Ь в конце наречий после шипящих»

На доске запись:

Мы тогда лишь вольно дышим,

 Если речь родную слышим,

Речь на русском языке…

С.Я.Маршак.

Вопросы классу: Какова тема? Идея стихотворения? Средства художественной выразительности? Что можно сказать об авторе? Какие афоризмы о красоте и величии русского языка вам известны? Процитируйте! На подступах к теме я запустила мыслительный процесс. Дети понимают: они пришли не поглощать готовую информацию, они пришли РАБОТАТЬ.

Продолжаю:

- Странно: изучаем наречия, а в этом афоризме их нет(учащиеся возражают, называют наречия: тогда, лишь, вольно) А дальше объявляется конкурс на лучшее объяснение новой темы . Ребята любят слушать своих одноклассников, ибо объяснение будет в жанре сказки или к-нибудь истории, которая  однажды произошла с Владиком, а может, в виде волшебного алгоритма  или ребуса…Урок, начатый «любованием»с целью погружения в красоту языка  переходит в русло исследовательской деятельности на игровой основе.

Проблемные задания - необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда, вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить её.

Например, при  изучении «Легенды  о Данко».  На экран были спроецированы  слова: «Это были всё-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что…» Учащиеся получают для самостоятельного исследования следующие задания :

Закончите фразу…(«у них были заветы»)
Объясните лексическое значение нового слова «заветы»
Какие заветы? Вспомните по тексту.
Вспомните и перечислите библейские заповеди, а также известные вам  тезисы из «Поучений Владимира Мономаха»

 

- Считаю, что интегрированные уроки (комбинированные), также полезны для развития познавательной деятельности. Часто уроки литературы, русского языка   связываю с музыкой (романсы на стихи М.Цветаевой, Ф.М. Тютчева, М.Ю. Лермонтова , С.А Есенина) а также с живописью (репродукции картин И.Е.Репина, Конст. Фёд. Юона, Левитана  ) К.Д.Ушинский большое значение придавал наглядности. «Картина поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, выполняет на деле то, что учителю на словах выполнить трудно».  И с  ним трудно не согласиться.

«Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник!

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

В.Троицкий.

 

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, выражаются:

- эмоциями удивления;

- чувством интеллектуальной радости;

- чувством успеха.

Когда на уроке используются элементы методики классно-предметного обучения (парное или коллективное), а закрепление материала проходит с  использованием ИКТ -  не только усиливается восприятие  изучаемого материала, но и повышается интерес к предмету.

 

- На уроках литературы и русского языка  важны элементы театрализации. Например, при объяснении темы : «Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ- роль приятелей-приставок играли ученики. А тема «Обрядовый фольклор» в 6 классе предполагала творческий подход к исполнению календарно-обрядовых песен: колядок, масленичных песен, закличек. Инсценирование басен Эзопа, И.И.Дмитриева никого не оставляет равнодушным.

Придумывая, как включить детей в творческий процесс познания, выстраиваю цепочку действий: прозреть- увидеть-озадачиться-организовать поиск. А дети, в свою очередь, определяют тему поиска – ставят перед собой цели- предлагают свои идеи и - видят свои результаты. На таких уроках царит атмосфера доверия и сотрудничества

По выражению К.Д. Ушинского «Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. Это интерес, полный мысли27.

    Особо надо сказать и о внеклассной работе. На внеклассных занятиях наиболее эффективно могут быть реализованы возможности ребёнка по изучению предмета, внеклассные занятия способствуют развитию познавательного интереса у школьников. Задача учителя - психологически подготовить ребёнка к восприятию более сложного материала по сравнению с тем, что он изучает на уроках, привить навыки самостоятельного решения нестандартных задач.

Внеклассные занятия – это так же форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности. Например, внеклассная работа по литературе  - создание «Клуба любителей поэзии» -  открывает дополнительные возможности в работе над СЛОВОМ, над выразительностью речи, а также расширяет мир поэзии, открывая новые имена. Учащиеся  работают над стихосложением. Выявляются новые таланты.

И всё-таки очень мудрыми являются слова великого учителя К.Д.Ушинского, который, видя  важную задачу обучения, предупреждал:

«Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание. Важно не подменять занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас».

По мнению наставника обучение может решить важнейшие воспитательные и образовательные задачи в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребёнка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Таковы наставления К.Д. Ушинского.

В заключение.
Школа – это мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна .  Да не угаснет  в ней со временем одухотворяющий поиск Разума и Добра.

Скачать "Методический блокнот"


Прикрепления:
РМО Литературы и Русского языка | Просмотров: 297 | Загрузок: 0 | Добавил: a_lari | Дата: 21.03.2014 | Комментарии (0)




Урок развития речи.  Сочинение с описанием действия.

Прикрепления:
РМО Литературы и Русского языка | Просмотров: 2678 | Загрузок: 0 | Добавил: a_lari | Дата: 01.04.2013 | Комментарии (0)




Сочинение - описание по картине Г.Г.Нисского  «Февраль. Подмосковье»

Прикрепления:
РМО Литературы и Русского языка | Просмотров: 1343 | Загрузок: 0 | Добавил: a_lari | Дата: 01.04.2013 | Комментарии (1)


1-10 11-20 21-30 31-40 41-43