Четверг, 25.04.2024, 12:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
4
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика
Главная » Файлы » РМО учителей предметников Пировского района » РМО Социальных педагогов и психологов

Занятие по улучшению общения. И.Ф. Шефер.
01.04.2013, 09:25

Занятие  по улучшению общения

и эмоциональной разгрузке в группе

Общение – процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Виды общения

Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

Стороны общения

Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

В процедуре общения выделяют следующие этапы

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

1.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

2.Ориентировка в личности собеседника.

3.Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

4.Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

Установление контакта

Обмен мнениями, идеями, фактами

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Цель занятия : улучшить товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сформировать хороший социально-психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

Материалы: ватман, глянцевые журналы, клей ПВА и фантазия участников.

1. Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.) (музыка)

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять это упражнение?

Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

Ваши впечатления по проведенному упражнению?

2. Упражнение «Коллажирование на свободную тему» (30–40 мин)

1. На основе данной техники нами были разработана методика «Коллажирование на свободную тему», целью которой является знакомство учеников со стратегиями социального взаимодействия и повышение их коммуникативной компетентности. В ходе работы они получают возможность осознать особенности своего индивидуального стиля взаимодействия с окружающими детьми, что является значимым для эффективного осуществления ими будущей профессиональной деятельности. Особенностью данной методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия. Коллаж от французкого слова – приклеивание.

Цель упражнения: развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

Материалы: ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Ход упражнения

Группа детей садится или встаёт во круг стола, им предлагаются ватман, цветные карандаши, глянцевые журналы и клей. Группа определяется с тематикой коллажа.

1 коллаж дети назвали - «Почувствуй лёгкость в общении».

 2 коллаж дети назвали – «Дети цветы жизни».

Вместе группой  договариваются кто что вырезает. Участники должны распределить вырезанные рисунки на ватмане, которые они будут затем  наклеивать.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли было определиться с темой?

Были ли трудности при выборе рисунка?

Возникали ли разногласия в ходе работы?

3. Игра «Три человека у телефона» (5 мин.)

Цель: тренировка учения понимать невербальное общение.

Ход игры: Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому «на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.

Например: один – озабочен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.

3 основных участника замирают в позе, которая по их мнению наиболее точно передает состояние их героя. Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.

 

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?

Удалось ли угадать примерное содержание разговора?

Какие трудности возникали в ходе игры?

 

Выступление детей: С помощью общения мы получаем информацию, обмениваемся опытом, получаем эмоции, снимаем напряжение, успокаиваем нервы. «Нам дано большое благо, потому что нам дозволено творить, иначе мы не могли бы расти и развиваться» -этот девиз характеризует нашу работу.

Литература:

Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития

Я-концепции. – Ялта, 2006. – 80 с

Скачать презентацию

Скачать музыку для_релаксации
Категория: РМО Социальных педагогов и психологов | Добавил: a_lari
Просмотров: 1008 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]